Зворотний дзвінок



Відправити

×

Ваш запит прийнято!

Найближчим часом ми передзвонимо Вам.

З повагою WDS

ПОВІДОМЛЕННЯ



Отправить

×

Ваш запит прийнято!

Найближчим часом ми передзвонимо Вам.

З повагою WDS

ПРИМЕНЕНИЕ МОЩИ: ТРЕНИРОВКА С ТЯЖЕЛОЙ ГРУШЕЙ

Я расслабляюсь перед тем мгновением, когда, привожу в действие каждый мускул своего тела, и тогда я концентрирую в кулаке всю свою силу. Для выражения наибольшей мощи вы должны сначала полностью расслабиться и собраться с силами, а потом сконцентрировать весь ваш разум и все силы на поражении цели.

Брюс Ли

Брюс Ли

Брюс Ли придавал огромное значение разграничению понятий «сила» и «мощь», в это различие он включал нечто большее, чем семантические оттенки. Силу он определял как «способность тела произвести максимальное усилие».

Мощь же, по определению Ли, это «способность произвести взрывное усилие по проведению быстрого, резкого действия для необходимого перемещения тела». Кроме того, он указывал, что «понятие мощи включает в себя скорость, с которой выражается определенное усилие». Другими словами, мощь является произведением силы и скорости, нужно обладать той и другой в достаточной мере, если в каждом конкретном боевом приеме требуется высвобождение большой мощи.

Один из учеников Ли, Дэн Иносанто, вспоминает, как однажды тот спросил его: «Дэн, можешь ли ты сказать, какая разница между сильным бойцом и мощным бойцом?». Подумав, Иносанто ответил: «Боюсь, что не знаю. А какая?» Ли сказал: «Человек может быть сильным, но если он не умеет использовать эту свою силу быстро, его нельзя назвать мощным».

Ответ Ли физиологически точен. Например, в таких видах спорта как легкая атлетика тренерам часто приходится наблюдать, что физически сильные спортсмены не могут показать высоких результатов, скажем, в толкании ядра.

Согласно рассказу известного актера Джеймса Ко-берна (с которым долгое время персонально занимался Брюс), ему просто жутко было наблюдать ту мощь — «силу, проявленную в быстром движении», - которую демонстрировал Ли:

Тогда я жил на Тауэр-роуд. У меня был дом в испанском стиле с патио, где мы с Брюсом и тренировались. Так вот, как-то Брюс принес с собой такой тяжелый, большой набивной мешок — грушу, которыми часто пользуются на тренировках боксеры и футболисты. Мы подвесили эту грушу на большой железный крюк в патио и стали отрабатывать на ней боковые удары ногой. Но я сам отскакивал от груши после каждого удара, и тогда Брюс сказал: «Нет, ты бьешь неправильно. Я покажу тебе, как выполняется этот удар>>. Легко постукивая по груше, он продолжает: «Всегда направляй удар мизинцем - пух! - вот так!» А потом говорит: «0'кей, теперь смотри, как я это сделаю», и бьет ногой по груше, которая весит где-то от 100 до 150 фунтов. И буквально пробивает ногой в ней дырку! Поддерживающая ее цепь рвется, и груша летит на газон! Как сейчас помню: она была набита тряпками, которые разлетелись по всему двору. Я потом, наверное, целый месяц собирал их по всей лужайке! Ничего подобного мне в жизни не приходилось видеть.

Брюс Ли

С точки зрения физики, факторы, задействованные в развитии подобной мощи (Р), включают в себя силу (F), скорость (V), работу (W), расстояние (d) и время (t). Мои коллеги, обладающие склонностью к точный наукам, определили мощь последней из формул: W = F d, P = W / t, P = F d / t, d / t = V, P = F V

Ли, конечно, интересовало применение мощи с точки зрения боя. Он разработал список из трех пунктов тех областей, где необходимо применять мощь, и. по его мнению, с этим списком должен считаться каждый сколько-нибудь серьезный боец: 1. Мощь в атаке. 2. Мощь в обороне. 3. Мощь в комбинации.

Искусство приложения мощи: тяжелая груша

Одним из наиболее любимых Ли вспомогательных средств для тренировок была тяжелая груша. В ней нет ничего уникального; обычно она весит 70 фунтов и является неотъемлемой частью оборудования любого тренажерного зала и, уж конечно, тренировочного зала боксеров. Используя тяжелую грушу, Ли планомерно работал над увеличением сокрушительной мощи своих ударов. Развитие силы через поднятие тяжестей - один вопрос, но способность заставить тело приложить мощь - в нужном количестве и в нужный момент — совсем другая задача, и она выполняется только путем специальных тренировок. В конце концов, рассудил Ли, не так важно знать, как что-то делать, главное - делать это. Даже самые отточенные техники боя окажутся бесполезными, если они не будут сопровождаться соответствующей мощью. Однажды, обращаясь к читателям журнала «Черный пояс», Ли сказал: «Повесьте тяжелую грушу у себя в подвале и молотите ее ногами так же, как вы делали бы это руками».

Хотя позже Ли и предостерегал от чрезмерного увлечения тяжелой грушей, все же он рассматривал ее как основной компонент в своем комплексе силовых тренировок. К тем, кто только начинает заниматься с тяжелой грушей, обращен следующий совет Ли: «Приступайте к занятиям с 3 подходов по 50 повторений каждого типа ударов кулаком, затем сведите их вместе в комбинацию. Затем работайте над ударами каждой ногой по очереди, потом в комбинации. И наконец, работайте руками и ногами в комбинации». Ли также настоятельно рекомендовал использовать специальные перчатки и/или бинтовать ладони и запястья во избежание травм.

Хотя по всех упражнениях следует основываться на импровизации, несомненную помощь в ваших тренировках окажут специальные программы для тяжелой груши, разработанные Ли. Кроме его личных записей, в настоящую главу включен список упражнений, записанных на видеокассету, где Ли проводит показательную тренировку с тяжелой грушей во дворе своего дома в Бель-Эйр в 1968 г.

Работа с тяжелой грушей руками

1. Кросс. 2. Хук. 3. Кросс через руку. 4. Комбинация.

Отработка главного удара (комбинаций) с тяжелой грушей

1. Один-два. 2. Один-два и хук. 3. Правый в туловище - правый в челюсть - левый в челюсть. 4. Один-хук-кросс. 5. Прямой вверх/вниз.

Работа с тяжелой грушей ногами (вторник, четверг, суббота)

1. Боковой удар — правой и левой. 2. Хук - правой и левой. 3. Удар с разворотом — правой и левой. 4. Задний удар — правой и левой. 5. Удар пяткой - правой и левой.

Одна из тренировок Ли. по отработке ударов руками на тяжелой груше (Бель-Эйр, 1968 г.) Акценты: длинный правый, левый кросс, левый и правый хуки.

Брюс Ли

1. Длинный правый (верхний уровень). 2. Правый хук (средний уровень). 3. Левый кросс (верхний уровень). 4. Правый хук (верхний уровень). 5. Резкий правый (нижний уровень — в момент возвращения груши). 6. Отвлекающий резкий правый (средний уровень). 7. Левый хук (верхний уровень). 8. Правый хук (средний уровень — в момент возвращения груши). 9. Левый кросс (верхний уровень). 10. Правый главный (верхний уровень). 11. Левый хук (верхний уровень). 12. Правый хук (верхний уровень). 13. Левый хук (верхний уровень). 14. Правый хук (средний уровень). 15. Левый хук (средний уровень). 16. Правый хук (верхний уровень). 17. Левый кросс (верхний уровень). 18. Правый хук (верхний уровень). 19. Резкий левый (верхний уровень). 20. Правый хук (верхний уровень). 21. Левый кросс (средний уровень). 22. Правый хук (средний уровень). 23. Левый кросс (верхний уровень). 24. Правый хук (верхний уровень). 25. По мере возвращения груши Ли отступает назад. Он ждет, когда она полностью качнется в его сторону, а затем отклонится в противоположном направлении. при следующем возвращении он останавливает ее ударом правого локтя в нижний уровень, а затем делает ложный резкий выпад правой, за которым следует левый кросс. (Когда левая рука Брюса вступает в контакт с грушей, его правая нога расположена впереди, и удар создается вращением бедер справа налево, его левая нога при этом практически прямая.) 26. Правый хук (верхний уровень). 27. Левый хук (верхний уровень). . 28. Правый хук (верхний уровень). 29. Останавливает раскачивание груши, возвращается в защитную стойку и наносит главный удар правой. 30. Когда груша возвращается к нему, Брюс быстро отступает, уходя из пределов ее досягаемости. Продолжая фиксировать колебания груши, он принимает защитную стойку и наносит главный удар правой в верхний уровень. 31. Левый кросс (верхний уровень). 32. Правый главный (верхний уровень).

Как видите, Ли в полной мере использовал тяжелую Грушу для совершенствования (и сопоставления) различных техник боевых искусств, равно как и для определения точек приложения и кинетических принципов, которые в максимальной степени могут увеличивать мощь его ударов. Как говорил его бывший деловой партнер по гонконгской киностудии «Голден Харвест» Рэй-монд Чоу, Ли «изучал боевые искусства; он исследовал, каким образом производится удар и как можно сделать его более мощным».

Ли был убежден, что ценность тяжелой груши состоит не только в развитии силы, но также и в развитии чувства времени. Занятия с грушей могут научить наносить удар в единственно необходимый момент и с необходимого расстояния, чтобы вложить в него наибольшую мощь.

Советы по использованию тяжелой груши

Хотя Брюс Ли и не описывал специально, как лучше тренироваться с тяжелой грушей, определенные фрагменты его записей и частных бесед дают возможность составить мнение о его общем подходе к данному вопросу:

1. Всегда будьте надежно защищены и не раскрывайтесь ни на одно мгновение.

2. Мощь удара рукой или ногой происходит - вопреки общепринятому мнению - не из силы, с которой нанесен удар, а от правильного контакта бьющей руки или ноги с целью в нужной точке и в нужный момент времени, от правильного и сбалансированного положения, ног и тела.

3. Двигайтесь! Двигайтесь! Двигайтесь не переставая, отклоняясь в стороны, уворачиваясь, нанося удары в различные моменты движения.

4. Помните, что не только рука или нога, наносящая удар, но и само тело является неотъемлемой частью этого удара.

5. Занимайтесь сначала техникой, а лишь затем переходите к выработке мощи. Ли предостерегал от излишней самоуверенности, которая может возникнуть в результате тренировок с тяжелой грушей. В особенности он критиковал тех, кто слишком долго готовится к удару, подчеркивая, что противник не будет стоять и спокойно ждать, пока вы не будете готовы к атаке. По этой же причине Ли рекомендовал даже в тренировках с грушей всегда оставаться настороже. Как он сказал однажды своему ученику Дэниелу Ли, «так ты можешь ударить грушу, но не сможешь ударить противника».

Из занятий с учениками (и собственного опыта) Ли вынес, что излишнее количество тренировок с тяжелой грушей вызывает состояние расслабленности и беззаботности, которое затем переносится в реальный бой: так как груша никогда не даст вам сдачи, вы забываете о возможности внезапной контратаки и дольше готовите свои последующие удары, что недопустимо в бое с противником. Ли говорил: «Главный недостаток тренировок с грушей состоит в том, что она не может ответить ударом на ваш удар, вы отвыкаете от необходимости постоянно защищаться и тем самым обрекаете себя на возможное поражение».

Ли даже перечислил те ошибки, которые не следует допускать, тренируясь с тяжелой грушей;

1. Беспечность после нанесения удара.

2. Однообразный порядок нанесения ударов. Одной из техник тренировки с его любимой тяжелой грушей Ли научился, прочитав книгу бывшего чемпиона мира по боксу в супертяжелом весе Джо Луиса. «Коричневый бомбардир" советовал после отработки ударов на неподвижной груше слегка качнуть ее, придав движение. Потом, когда груша начнет отдаляться Луис рекомендовал тренирующимся нанести по ней верхний левый или правый хук в направлении движея груши. Ли понравился этот совет, так как он давал возможность работать с приближающимся или удаляющимся объектом, а не противостоять неподвижной цели.

Кроме тяжелой груши

Ли полагал, что, научившись вкладывать необходимую мощь в удар на тренировках с тяжелой грушей, следует уменьшить количество отведенного на отработку мощи времени и уделить его другим компонентам технического мастерства, таким как чувство времени, координации, умение держать дистанцию, скорость и правильность выполнения приемов. В телефонном разговоре с Дэниелом Ли в середине 1971 г. он говорил:

Когда ты отрабатываешь удар ногой, очень желательно использовать гимнастический мат или что-то подобное. При боковом ударе по воздуху (тренируясь без объекта удара) будь очень внимателен, потому что можно повредить коленный сустав... если резко выпрямить ногу, не встречая препятствия в момент удара... Будь экономным в движениях.

Ли также учил своих воспитанников выработке в себе — как он это называл - «эмоционального содержания», которое должно присутствовать даже в тренировках с грушей. Нельзя бить ее просто механически, и каждый удар нужно вкладывать страсть и значение. Лучшим примером, иллюстрирующим такое отношение, служит рассказ Ричарда Бустильо, одного из лос-анджелесских учеников Брюса:

Однажды мы тренировались вместе, и. Брюс работал с тяжелой грушей - он просто в зверя превратился, как будто эта груша была его личным врагом.. Он хрипел и избивал ее изо всех сил. С нами там был Тэд Вонг, я смотрю на него, а он - на меня, как. будто спрашиваем друг друга: "Это ты его так. разозлил? А может, это я его разозлил? Что вообще происходит?» А Брюс продолжает молотить грушу, выкладываясь на все сто и вышибая из нее все, что можно. Потом останавливается, смотрит на нас и говорит: «Ладно, ребята, теперь ваша очередь». Я спрашиваю: «Это что такое было?» А он отвечает: «Это джит-кун-до — нельзя забывать об эмоциональном моменте, когда тренируешься». И Брюс мог включать это и выключать, когда ему заблагорассудится. Тяжелая груша может быть очень ценным инструментом для обучения приложению мощи, приобретенной на силовых тренировках. Тренировки с тяжелой грушей избавляют от стрессов, учат объединять части тела в единое и динамичное целое, развивают такие качества как ритм, равновесие, чувство времени, концентрация силы, точность и четкость. Как говорил Ли, «если иметь в виду реальный бой, то, ребята, нужно получше научиться владеть каждой частью своего тела». Брюс Ли продолжал заниматься с тяжелой грушей вплоть до своей последней тренировки и благодаря этим занятиям многое узнал о возможностях собственного тела. В завершение главы предоставим самому Ли последнее слово по данной теме:

Больше используйте в тренировках тяжелую грушу, двигайтесь, делайте с ней все, что сможете. Вся польза идет из вашего воображения и способности нанести удар с максимальной скоростью и мощью.