Зворотний дзвінок
Відправити
×Ваш запит прийнято!
Найближчим часом ми передзвонимо Вам.
З повагою WDS
ПОВІДОМЛЕННЯ
Отправить
×Ваш запит прийнято!
Найближчим часом ми передзвонимо Вам.
З повагою WDS
Все виды знания в конечном итоге ведут к самопознанию. Таким образом, когда ко мне приходят люди и просят научить их, только на первый взгляд может показаться, что они хотят научиться защищаться или побеждать в схватках. На самом же деле, они скорее хотят научиться самовыражаться через движение, будь то гнев, решимость или что угодно. Другими словами, мне платят за то, чтобы я научил их - посредством поединка - искусству выражения человеческого тела.
Брюс Ли
Долгие годы ходило множество предположений о том, как тренировался великий боец и философ Брюс Ли, совершенствуя собственное тело. Я говорю «предположений» по той простой причине, что все сведения по данной теме относились либо к слухам, либо предъявлялись не совсем заслуживающими доверия источниками, такими, как, например, бывшие ученики, занимавшиеся у него несколько десятилетий назад и пытавшиеся потом припомнить, как же именно тренировался Ли, чтобы развиться до таких физических кондиций, и как ему удалось довести свой двигательный потенциал до столь невероятного уровня.
Существовало два препятствия, мешавших установлению истины: 1) большинство из его учеников просто не обращало внимания на методику личных тренировок Ли, полностью сосредоточившись на технике исполнения конкретных боевых приемов, и 2) не многим из его учеников предоставилась реальная возможность наблюдать за его тренировками на протяжении относительно продолжительного периода времени, так как Ли предпочитал тренироваться в одиночестве. Усугублял проблему и тот факт, что Ли постоянно экспериментировал с новыми тренажерами и менял методику тренировок, так что если кому-то из учеников и удавалось наблюдать за ним в процессе занятий, то их воспоминания скорее походили на единственный кадр, вырезанный из тысячи футов киноленты. И как по одному кадру невозможно судить о сюжете фильма, так и одно отрывочное воспоминание о тренировке, виденной около двадцати лет назад, не может дать реального представления о тренировочной методике Брюса Ли. Как однажды заметил сам Ли, «нет такого понятия, как важнейшая часть целого».
Вскоре после смерти Брюса Ли, когда мне исполнилось тринадцать - а в этом возрасте мальчишки находятся в лихорадочном поиске кумиров, которые стали бы для них примерами для подражания, - я, как мне помнится, был просто потрясен физическими данными Ли и в равной степени расстроен полным отсутствием всякой информации о том, как он их достиг. Родиться с таким телосложением он не мог, не обладал он изначально какими-то особенными природными дарованиями. Значит, он сам построил себе такое тело - но как? Если это просто результат его боевых тренировок, тогда, по определению, любой, кто занимается боевыми искусствами, а в особенности изучающий джит-кун-до - стиль, в котором работал Ли, - должен иметь подобное, если не идентичное, телосложение. Но это никак не походило на правду.
Фотографии Ли в подростковом возрасте и даже вскоре после двадцати подтверждали, что тело его не всегда было столь развитым, то есть, он не был генетическим феноменом. Несомненно, он сам создал свое тело. И опять передо мной вставал вопрос: «как»? И опять я не находил на него ответа. Один из источников, в которых я надеялся разыскать истину - восточные единоборства -включал в себя массу журнальных статей и даже книг, написанных, предположительно, о «тренировочных методах» Брюса Ли, однако, в них не содержалось ни грана информации о том, как он занимался именно телом. Все, чем они располагали, было слишком туманным и (как я позже выяснил) не соответствующим действительности.
Люди, лично знавшие Ли и даже утверждавшие, что тренировались с ним, в лучшем случае, давали весьма противоречивую информацию. Один ученик вспомнил, что Ли «ежедневно пробегал по пять миль» (а это не так), другой столь же уверенно заявлял, что «очень редко его пробежки превышали две мили». Такие же расхождения возникали и в вопросе отношения Ли к силовым упражнениям. Годами развивалось и крепло расхожее мнение, что в тренировках Ли отдавал предпочтение как можно большему количеству повторений каждого упражнения (вплоть до 25 повторений за подход), но, изучая его записи и личные дневники при подготовке данной книги, я не обнаружил ни одного доказательства, которое подтверждало бы такое предположение (количество повторений, записанное его рукой, выглядит значительно скромнее - от 6 до 12 за подход).
Далее, никто из так называемых авторитетов не смог объяснить или хотя бы намекнуть, что и как делал Ли для превращения себя в - как его однажды назвали - «человека с самым идеальным телосложением на планете». Просто сказать, что он «поднимал тяжести и бегал», было бы в высшей степени непрофессиональным объяснением. Какую пользу может принести такой ответ (часто именно в этой форме даваемый опрашиваемыми) человеку, стремящемуся воспользоваться методами Ли для развития собственной фигуры? В конце концов, он просто не может называться ответом, так как главным в вопросе является не «что?», а «каким образом?». Как Брюс Ли поднимал тяжести? Какие упражнения он применял? Сколько подходов он делал? Сколько повторений осуществлял в каждом подходе? Сколько дней в неделю он тренировался? И что наиболее важно, была ли у Брюса Ли какая-нибудь особенная тренировочная методика?
И наконец я получил ответы. Через двадцать пять лет после смерти Ли его вдова Линда Ли Кэдвелл великодушно открыла дверь в доселе никому не известный мир Брюса Ли. Всеобщим достоянием стали личные записи, заметки, комментарии, дневники, содержащие бесценную информацию для всех жаждущих знать, что Брюс Ли считал важным, а что - второстепенным в своих занятиях. Более того, записи Ли, объединенные в этой книге под названием «Искусство выражения человеческого тела», дали нам возможность узнать истинные методы, которые использовал Брюс Ли для формирования, развития и совершенствования собственного тела.
Некоторые полагают, что, не обладая такими же как у Брюса Ли физическими характеристиками, бесполезно применять на практике его тренировочные методики. На это я могу возразить, что подобная точка зрения противоречит мнению самого Ли и, более того, законам человеческой физиологии. Те стимулы, которые способствовали тому, что мышцы Брюса Ли стали крупнее, рельефнее и сильнее, на ваши мышцы окажут точно такое же действие - такова природа человеческой физиологии.
Брюс Ли был искренне убежден на протяжении всей своей жизни, что анатомически и физиологически все человеческие особи практически идентичны. Именно поэтому, считал он, каждый может достичь успехов в восточных единоборствах, придерживаясь определенных тренировочных принципов. Разумеется, определенные анатомические и физиологические черты у разных индивидуумов могут быть различными, но эти различия столь мизерны и незначительны, что ни в коей мере не могут повлиять на факт общности основных физических параметров, не могут изменить законов и сути человеческой физиологии.
Любой здоровый человек может пользоваться методами, предложенными в данной книге, и систематически применять их на практике. Как делал сам Брюс. Только не ожидайте таких же, как у него, результатов, если не будете тренироваться с его настойчивостью и продолжительностью. Ли говорил: «Одного знания мало, нужно применять это знание. Одного желания мало. Нужно работать». Изучение, систематизация и редактирование оставленных Брюсом Ли записей его тренировочного процесса явились для меня кульминацией всех моих двадцатипятилетних поисков. Я смог. наконец, получить ответы на вопросы, которые давно уже привык считать неразрешимыми, К счастью не только для моей любознательности, но и для потомков, Брюс Ли оказался крайне скрупулезным не только в ведении тренировочных дневников, но и в освещении собственной жизни и философии.
«Искусство выражения человеческого тела» представляет собой изложение индивидуальных тренировочных принципов Брюса Ли. В каждой главе содержится материал, полученный не на основе слухов или воспоминаний забывчивых «коллег» и доморощенных «гуру», а предоставленный самим Брюсом Ли в его записях, комментариях, письмах, дневниках и интервью. Только в тех немногочисленных случаях, когда в повествовании Ли обнаруживались какие-либо пробелы, я позволил себе использовать воспоминания тех, кто «там присутствовал» или тренировался вместе с ним, но и тогда я опрашивал только тех, кто провел с Ли много времени. Затем я сравнивал их воспоминания с известными фактами, с воспоминаниями других людей, которые подтверждали или опровергали услышанное мною ранее. Когда какие-либо воспоминания поддерживались единогласно, я принимал их во внимание. Если же возникали разногласия, я отбрасывал их как недостоверные.
Цель настоящей книги - дать знания о методах приобретения мышечной силы и развития тела и всех его подсистем с целью достижения абсолютного здоровья и идеального телосложения. Поскольку мышцы являются тем инструментом, который управляет движениями тела, для каждого человека (а для изучающего восточные единоборства - в особенности) чрезвычайно важно максимально наращивать их. Прошу не понимать меня буквально - я не призываю каждого стремиться выглядеть как принимающие участие в конкурсах бодибилдеры - в нашем случае это излишне.
Мышцы, сформировавшие телосложение Брюса Ли, явились результатом тренировок, направленных на достижение функциональных целей. То, что они выглядят столь впечатляюще, всего лишь благоприятный побочный эффект. Как ни парадоксально, но мышцы, развиваемые исключительно ради их внешней привлекательности, редко бывают функциональными, разве что только для самих стимулирующих их упражнений. Таким образом, если по роду вашей деятельности вам не приходится многократно поднимать тяжелые предметы (как при тренировочных «подходах» и «повторениях»), вряд ли вы станете делать это специально, чтобы затем принять участие в конкурсе кульуристов. Содержащиеся в «Искусстве выражения человеческого тела» программы способны сделать вашу фигуру близкой к совершенству. И не только ее. Вы почувствуете себя лучше, здоровее, энергичнее по мере того, как ваше тело будет наливаться силой и приобретать отточенные формы. А лично от себя с удовольствием добавлю, что эта книга положит конец беспочвенным слухам о какой-то якобы «природной одаренности» Брюса Ли, которому не приходилось трудиться - трудиться усердно и регулярно,- наращивая каждую унцию своих великолепных мышц. Я надеюсь, что по прочтении книги для вас станет очевидным, какой огромный объем исследовательской работы провел Брюс Ли, какие необъятные массивы информации изучил он. чтобы достичь высокого уровня физического развития, и стать таким, каким мы его запомнили.
Брюс Ли, проведший тысячи и тысячи часов в тренировках, дал нам яркий пример высокого человеческого потенциала, раскрыв который, каждый из нас мог бы оптимально развиться и физически, и духовно. И этот пример пережил его земное бытие. Он продолжает жить в его записях, фотографиях, в памяти знавших его людей. Линда Ли Кэдвелл выразила эту мысль более емко, написав в специальной книге, хранящейся у его надгробия: «Сила твоего духа и сейчас продолжает указывать нам путь к нашему освобождению».
Мое глубочайшее уважение к памяти Брюса Ли и его вкладу в искусство физического развития было основной движущей силой в моей работе над этой книгой.
Джон Литтл Июнь, 1998 г.
Я знаю, миллионы его поклонников считают, что Брюс родился с каким-то особенным телом; они были очевидцами его невероятной силы, свидетелями его ловкости, восхищались, когда он напрягал все мышцы своего некрупного, но удивительно гармоничного тела. Многие просто отказываются верить, когда я пытаюсь объяснить, что Брюс сам был творцом своего уникального сложения, исключительно благодаря собственным стараниям и силе воли, благодаря постоянным и неустанным тренировкам.
Линда Ли Кэдвелл
Брюс Ли обладал исключительным, я подчеркиваю — исключительным, телосложением. В его теле содержался минимум жира. По этому показателю он, пожалуй, был чемпионом среди всех известных мне спортсменов. И, вероятно, именно поэтому его тело казалось таким естественным. Многие люди делают те же самые упражнения, обладают достаточными навыками и мастерством, но визуально они не выглядят такими естественными и, одновременно, впечатляющими, как Брюс Ли. Он был единственным в своем роде. Он был кумиром миллионов. Неоценимую заслугу Брюса Ли я вижу в том, что он вдохновил миллионы и миллионы мальчишек пойти по его стопам. Они хотят стать искусными бойцами, хотят сниматься в кино. Для этого они записываются в секции, тренируются часами и часами напролет. Жизнь Брюса Ли является вдохновляющим примером, которому стремятся следовать мальчишки во всех уголках земного шара. Он буквально всколыхнул весь мир, и еще долгие годы люди будут восхищаться им.
Арнольд Шварценеггер
Брюс снял футболку, и его вид опять поразил меня, как было каждый раз, когда я видел его сложение; это был сплошной узел мышц.
Чак Норрис, «Тайная внутренняя сила»
Он сам создал себя. Он вылепил себя, как скульптор; каждый его мускул был идеален как по форме, так и по функциональности. Когда я видел его в последний раз, он был в блестящей форме; кожа его была бархатистой, мышцы играли и переливались под ней — это была фантастика.
Джеймс Коберн
Весил он не так много, но лишь потому что в теле его не было ничего лишнего. Он был очень силен, и весь вес его тела складывался из веса мускулов. Сложение его было поразительным, просто потрясающим.
Карим Абдул-Джаббар
Когда он снял рубашку... Господи!.. да это же сам Атлант!
Таки Кимура