Зворотний дзвінок
Відправити
×Ваш запит прийнято!
Найближчим часом ми передзвонимо Вам.
З повагою WDS
ПОВІДОМЛЕННЯ
Отправить
×Ваш запит прийнято!
Найближчим часом ми передзвонимо Вам.
З повагою WDS
Вот уже около тридцати лет существует байка, служащая наглядной иллюстрацией состояния мускулатуры, украшавшей фигуру покойного мастера восточных единоборств, актера и философа Брюса Ли. В этой истории фигурирует дама по имени Энн Клауз, жена Роберта Клауза, режиссера последнего фильма Ли «Остров Дракона» кинокомпании «Уорнер Бразерс». Рассказывают, что миссис Клауз явилась на съемочную площадку фильма и, увидев Ли, раздетого по пояс, обливающегося потом под жаркими лучами гонконгского солнца, полностью поглощенного постановкой боевых сцен картины, была просто сражена его сложением.
Когда Ли сделал короткую передышку, она подошла к молодой суперзвезде и попросила разрешения «пощупать его бицепс». «Пожалуйста»,- ответил Ли, давно уже успевший привыкнуть к подобным проявлениям интереса к собственной персоне. Подняв руку, он согнул ее в локте и напряг. «Господи! - воскликнула женщина, отдернув едва успевшие прикоснуться к его руке пальцы. - Я как будто дотронулась до теплого мрамора!»
Удивительно - более четверти века минуло со дня смерти Брюса Ли от кровоизлияния в мозг в июле 1973 года, а люди до сих пор не перестают обсуждать телосложение человека, рост которого был всего лишь пять футов и семь с половиной дюймов, а вес в лучшие времена приближался к 135 фунтам (1 фут == 30, 48см, 1 дюйм = 2, 54 см, 1 фунт = 453, 59 г). Я говорю «удивительно», имея в виду нашу западную культуру, стандарты выдающегося физического развития которой формировались на примерах раздувшихся от стероидов «качков» ростом за шесть футов и весом под 300 фунтов. Еще более удивительно то, что каждый вынес что-то свое из очного или заочного общения с Брюсом Ли, будь то личные встречи, просмотры его фильмов, чтение газетных и журнальных публикаций или изучение оставленных им видеоматериалов. Мастера восточных единоборств продолжают восхищаться его ловкостью, силой и скоростью, равно как и тем фактом, что он первым использовал научный подход к практике рукопашных схваток. Любители кино находятся под неизгладимым впечатлением его животного магнетизма и того, что он собственноручно создал новый жанр боевиков, распахнув двери перед многочисленными Сильвестрами Сталлоне и Арнольдами Шварценеггерами последовавшими по его стопам. Философов удивляет, с какой легкостью и изяществом он перебросил мостик через философскую пропасть, испокон веков разделявшую Восток и Запад, и как умело свел воедино две, казалось бы, противоположные и несовместимые точки зрения на природу вещей.
Еще один из, условно говоря, пластов, составляющих человечество, - культуристы и прочий народ, обращающий внимание на внешний вид человеческого тела; и они находят в Ли нечто свое. И опять же удивительно, или даже парадоксально, что Брюс Ли, никогда не считавший себя культуристом в традиционном понимании этого слова, был и остается вдохновителем и примером для множества атлетов со всех континентов. Культуристы, начинающие и опытные, бросив единственный взгляд на его сложение, мгновенно понимают, сколько труда было вложено в создание этого тела, и надолго остаются под впечатлением от увиденного. Всемирно признанные лидеры культуризма - Лу «Гора Мышц» Ферриньо, Рейчел Маклиш, Флекс Уилер, Шон Рей, Ленда Мюррей, Дориан Йейтс и Ли Хейни - то есть, лучшие из лучших, не перестают повторять, какое мощное влияние оказало сложение Брюса Ли на их выбор деятельности и дальнейшую карьеру. Даже Шварценеггер, находясь под глубоким впечатлением от качества мускулатуры Ли, сказал мне недавно: «Брюс Ли обладал исключительным, я подчеркиваю - исключительным, телосложением. В его теле содержался минимум жира. Поэтому показателю он. пожалуй, был чемпионом среди всех известных мне спортсменов. И, вероятно, именно поэтому его тело казалось таким естественным (в фильмах). Многие делают те же самые упражнения (в восточных единоборствах), обладают достаточными навыками и мастерством, но визуально они не выглядят такими естественными и, одновременно, впечатляющими, как Брюс Ли. Он был единственным в своем роде». Высокая оценка, не правда ли?
Согласен, многим будет трудно в это поверить. В конце концов, по североамериканским стандартам Ли не дотягивал до идеала физического развития. Что же такие киты, как, например, Шварценеггер или Ферриньо, смогли увидеть в Ли, чтобы отзываться о нем со столь глубоким уважением? Ответить можно одним словом - качество. Редко нам удается видеть - признаемся в этом! — такое сочетание идеальных линий, радующих глаз форм и отточенной завершенности в мужской фигуре. Его грациозность вызывала благоговение. Его движения гипнотизировали, а в покое он был изящен и элегантен. Когда кульуристы или футболисты отдыхают, многие из них менее всего похожи на атлетов- Когда же они движутся, туши. которые они вырастили на себе, движутся вместе с ними. не создавая впечатления силы, они так и остаются просто движущимися (и часто нескоординированными) тушами, похожими на начинающее таять желе. А вот сложение Ли, напротив, всегда было емким, компактным, изящным, отточенным и грациозным - как в движении, так и в состоянии покоя.
Одна из причин, по которым мускулатура Брюса Ли отличалась от мускулатуры типичного культуриста, состояла в том, что Ли никогда не развивал мышцы с целью их демонстрации, что является главной задачей участвующих в шоу атлетов. Цитируя его первого американского ученика из Сиэтла Джесси Гловера, «Ли всегда в первую очередь заботила функциональность». Впечатляющее сложение, которого достиг Ли, было только побочным продуктом, следствием его основной задачи. Его способность подпрыгнуть вверх на восемь футов, чтобы разбить ногой лампочку (как он проделывал в фильмах «Марлоу» и «Путь Дракона»), или нанести с расстояния в три фута удар, занимающий по времени пять сотых секунды, стала возможной благодаря, соответственно, силе и скорости, которые развивал в себе Ли долгими и упорными тренировками. Тот факт, что его мускулатура приобрела столь привлекательный и совершенный вид, сам по себе примечателен, но второстепенен.
Никогда ранее - да и с тех пор - ни в одном человеке не находило своего выражения столь гармоничное слияние доведенных до высшей степени совершенства физических данных. Ли обладал молниеносной реакцией, невероятной гибкостью, поразительной силой, кошачьей грациозностью и мускулатурой, гармонично дополняющими друг друга в одном теле. Более того, его сложение было удивительно пропорциональным; если далеко не каждому по вкусу созерцать массивную мускулатуру претендента на звание «Мистер Вселенная», то буквально каждый, с кем я разговаривал - от тех же культури-стов-конкурсантов и до простых людей, не имеющих к спорту никакого отношения, - буквально каждый с восхищением отзывался о физическом сложении Брюса Ли.
Тот факт, что своим примером он вдохновил многих ставших чемпионами культуристов, еще более примечателен, если учесть, что сам Ли ни разу в жизни не участвовал в каких-либо конкурсах. Он никогда не стремился превратить себя в гору мышц. Как вспоминает Тед Вонг, один из ближайших друзей и наиболее преданных учеников Ли, «Брюс тренировался исключительно для развития силы и скорости». Все, кому посчастливилось знать его, от голливудских продюсеров до спарринг-партнеров, отмечают, что мышцы Ли обладали мощнейшим импульсом. Но это совсем не подразумевает, что Ли был принципиальным противником впечатляющей фигуры. По воспоминаниям Таки Кимура, пожалуй, ближайшего друга Ли (и свидетеля со стороны жениха на свадьбе Ли в 1964 году), Брюс никогда не упускал случая снять рубашку и продемонстрировать результаты своих кропотливых трудов в тренировочном зале - часто просто для того, чтобы понаблюдать за реакцией окружающих. «У него были невероятно развиты мышцы плечевого пояса, я такого ни у кого больше не видел, - рассказывает Ки-мура, - и одной из любимых шуток Брюса была такая: он вставлял в рот большой палец, как будто это был шланг, и делал вид, что надувает через него мышцы плечевого пояса- Тогда он как две капли воды был похож на настоящую кобру!»
Дэн Иносанто, еще один близкий друг Ли и человек, которого тот выбрал своим помощником для преподавания курса восточных единоборств в своей лос-анджелесской школе с 1967 по 1970 годы, рассказывает, что Ли интересовала только такая сила, которую мгновенно можно было бы использовать. «Помню, как однажды мы с Брюсом гуляли по пляжу в Санта-Монике, неподалеку от «Подземелья» (тренировочного зала, когда-то принадлежавшего легендарному Вику Танни по прозвищу «Пляжный Силач»), когда вдруг из зала вышел громадный, чудовищной комплекции «качок»,- вспоминает Иносанто. - «Господи! Ты только посмотри что у него за руки!» - воскликнул я. Никогда не забуду реакцию Брюса. «Да, большой парень, - ответил он, - но сильный ли он? Умеет ли он пользоваться своими перекачанными мышцами?» Сила, по мнению Ли. проявляется в способности человека применять развитую в спортивном зале мускулатуру в любой жизненной ситуации.
Многие из достижений Ли давно уже стали легендарными: это и его способность отжиматься на указательных или больших пальцах, и держать перед собой на вытянутых руках 75-фунтовую штангу, зафиксировав на несколько секунд прямые локти, и нанести такой удар сопернику, превосходящему его в весе на 100 фунтов, что тот до приземления пролетал по воздуху до 15 футов. Сила, которой он обладал при собственном весе от 127 до 135 фунтов, была просто невероятной - обычным боковым ударом ноги Ли заставлял врезаться в потолок 300-фунтовую боксерскую грушу. Сила и ее практическое применение были основными целями физических упражнений Ли. Со временем его силовые тренировки развились до высших границ интуитивного знания, до такой степени, которую в культуризме часто называют «инстинктивной». По воспоминаниям тех, кто тренировался и работал с ним время от времени, как, например, известный мастер восточных единоборств и актер Чак Норрис, в своем весе Ли был. вероятно, самым сильным человеком в мире.